Новая экономическая политика России подразумевает возврат в 90-е
Как стало известно изданию «Коммерсант», 20 июля 2016 года в Кабмин РФ была направлена экономическая программа по восстановлению роста ВВП в течение одного-двух лет. Авторами представленных для рассмотрения правительством предложений выступили Финансовый университет при правительстве и Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. Сам документ был подписан академиками Михаилом Эскиндаровым и Виктором Ивантером.
Согласно задумок авторов в нынешних экономических условиях необходимо вернуться к бюджетной политике начала 90-х годов и снизить курс рубля. Для этого необходимо прибегнуть к ручному управлению курсов национальной валюты, а также провести необеспеченную эмиссию в размере 3,6 триллиона рублей в год. При этом курс рубля следует опустить до 75 рублей за доллар.
По стойкому убеждению разработчиков новой экономической политики, такой шаг позволит перераспределить финансовые потоки в пользу реального сектора.
Также авторы документа предлагают перейти к прямому эмиссионному финансированию ЦБ дефицита госбюджета. Такая модель использовалась Центральным Банком Российской Федерации с осени 1992 по лето 1994 года и показала «выдающиеся возможности в деле организации гиперинфляции».
Следует отметить, что предложенные меры по восстановлению экономики во многом схожи с предложениями «Столыпинского клуба», который продвигает идею проинфляционной стратегии развития. Президент России, изучив программу клуба, отправил ее на доработку, с целью подготовки полноценного плана по выводу экономики России из кризиса. В отличие от предложений Алексея Кудрина, которые больше направлены на либерализацию экономики, «столыпинцы» предложили нарастить инвестиции, накачав экономику государственными деньгами как из бюджета, так и ничем не обеспеченной денежной массой. Предполагалось, что ЦБ должен напечатать полтора триллиона рублей.
Очень похоже, что российское руководство всерьез рассматривает возможность перейти к полностью контролируемой, т.н. белорусской модели, где экономический «рост» обеспечивается исключительно насыщением рынка необеспеченной денежной массой. В Беларуси это привело к обесцениванию нацвалюты за 20 лет на 237 595 925%. За это время зайчик перестал выполнять функцию средства накопления и сбережения, и страна фактически перешла на доллары, где рубль выполняет промежуточную функцию коротких денег.
Впрочем, такая экономическая политика временно позволила «запустить» реальный сектор, однако будучи привязанными к экономике России, белорусская модель рушится еще быстрее, чем сырьевая российская. При этом за последние 10 лет Республика Беларусь практически с нуля нарастила внешние займы до критических для страны $38 миллиардов (при золотовалютных резервах в 3,5 миллиарда долларов США).
Несмотря на всю сомнительность идеи накачки экономики пустыми деньгами, для создания видимости роста и хотя бы для статистической отчетности это вполне рабочая стратегия. Ведь проще увеличить рублевую зарплату на 5% при инфляции в 10% и сообщить народу о росте в 5%, чем признаться в неспособности управляться с экономическими угрозами и вызовами. Так можно демонстрировать успехи сколь угодно долго. Главное не забывать периодически проводить деноминацию. А учитывая сложившуюся репутацию России на международной арене, настоящие 90-е могут показаться еще вполне себе симпатичными цветочками, из которых вырастут совсем не сладкие ягодки.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная ссылка на Торгпроминфо обязательна.